Поиск по этому блогу

Темы недели

Тема «Овощи. Огород»
Родителям рекомендуется:
Задание 1.
- рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: кар­тофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;
- объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»;
- обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;
- по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет...);
- совместно с ребенком приготовить любое блюдо из ово­щей.
 Задание 2. Отгадать загадки, выучить по выбору:
* Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
* Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке ко­лобок. К земле прирос крепко. Что это?  (Репка)
* Неказиста, шишковата, а придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)
* Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый, а рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис)
* Голова на ножке, в голове   горошки. (Горох)
* Я длинный и зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец)
* Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи    меня ищи. (Капуста)
* Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
 Задание 3. Дидактическая игра «Большой маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): огурец огурчик, помидор помидорчик...
 Задание 4Упражнение для пальчиков «Засолка капусты».
Мы капусту рубим,  Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.
Мы морковку трем,  Пальцы рук сжаты в кулаки, движения  кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим,  Движение   пальцев,   имитирующих посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем.   Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.
 Задание 5. Прослушать стихотворение.                                 
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат
Наша грядка просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
То запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку:
Что растет на нашей грядке?
(В. Коркин)
Задание 6. Прослушать стихотворение.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу, ох!
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла, ох!
И суп овощной оказался неплох!
(Ю. Тувим)                                

Вопрос. Из чего хозяйка варила суп?
Тема «Фрукты. Сад»
Родителям  рекомендуется:
Задание 1. - рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объ­яснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты»;   
- обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус;
- по возможности показать и рассказать ребенку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте);
- рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов.
Задание 2.Рассмотреть фрукты на иллюстрациях в кни­гах, журналах.
Задание 3. Отгадать загадки.
* Само с кулачок, красный бочок. Тронешь паль­цем — гладко, а откусишь — сладко. (Яблоко)
* На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива)
Задание 4. Дидактическая игра «Один — много» (обра­зование множественного числа существительных): яблоко — яблоки, груша — ..., слива — ..., персик — ..., банан — ....
Задание 5. Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование существительных с помощью уменьши­тельно-ласкательных суффиксов): яблоко — яблочко, ли­мон — ..., банан — ..., апельсин — ....
Задание 6. Подобрать родственные слова: яблоко — яб­лочко, яблоня, яблочный; вишня — вишенка, вишневый; смородина — смородинка, смородиновый; лимон — лимон­чик, лимонный.
Задание 7. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу: лимон кислый, а яблоко сладкое; лимон овальный, а яблоко круглое; лимон желтый, а яблоко красное.
Задание 8. Составить описательные рассказы о фруктах, по следующему плану:
Что это? Где растет? Каков внешний вид (величина, форма, цвет)? Каков на вкус?
Что из него готовят?
Задание 9. Дидактическая игра «Веселый счет» (согласо­вание числительных 2 и 5 с существительными, употребле­ние слов один одна одно, два две), одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок; один лимон, два лимона ... пять лимонов; одна слива, две сливы ... пять слив.
Задание 10. Дидактическая игра «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных): сок из ябло­ка яблочный; варенье из яблок яблочное; сок из гру­ши ...; варенье из груши ...; сок из апельсина ..., варенье из апельсина
Задание 11. Дидактическая игра «Что где растет»: ябло­ко на яблоне, слива на ..., груша на
Задание 12. Отгадать описательную загадку.
* Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, слад­кий, румяный. (Яблоко)
Задание 13. Дидактическая игра «Узнай фрукт на вкус, по запаху» (используются натуральные фрукты).

Тема: «Осень»

Родителям рекомендуется:
Задание 1. - вспомнить с ребенком, какое сейчас время года, назвать осенние месяцы по порядку;
- обратить внимание ребенка на то, какие изменения про­изошли в живой и неживой природе;
рассказать о том, что происходит с деревьями осенью, как звери и птицы готовятся к зиме;
- вспомнить названия перелетных птиц, почему они так называются;
- перечислить как можно больше признаков осени;
- рассказать о труде колхозников на полях осенью.
Задание 2. Дидактическая  игра «Когда это бывает?»
Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, — Когда это бывает?
Задание 3. Прочитать стихотворения, обсудить, одно из них выучить по выбору. Спросить у ребенка, какие чувства вызывают у него эти стихи.
Осень
 Опустел скворечник, улетели птицы,    
 Листьям на деревьях тоже не сидится.       .
 Целый день сегодня все летят, летят... ,  
 Видно тоже в Африку улететь хотят.        (И.Токмакова)
Осень

Скучная картина!
Тучи без конца,    
Дождик так и льется,
лужи у крыльца.
Что ты рано,
осень, в гости к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла. (А. Плещеев)
Задание 4.  Подобрать как можно больше признаков к слову осень: осень (какая?) — золотая, дождливая ... .
Задание 5. «Подбери предметы к признакам».
Осенний — день, ... . Осенняя — погода, ... . Осеннее — небо, ... .   Осенние — дожди, ... .
Задание 6. Дидактическая игра «Правильно—неправиль­но» (понимание причинно-следственныхсвязей).                                                                                                                                                                    
*Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел  дождь потому, что я взял зонт.
* Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила потому, что птицы уле­тели на юг.
Задание 7. Ответить на вопросы по теме «Осень».
Какая погода осенью? Какой идет дождик осенью?
Где цветы завяли? Листья падают откуда?
Какие птицы улетели? Куда?
Что собрали колхозники?
Задание 8. Объяснить ребенку значение словосочетаний: «моросит дождь», «серые тучи», «желтеют листья», «исчезают цветы», «наступила осень», «ранняя (поздняя) осень».
Задание 9. Объяснить ребенку пословицы об осени.
* Лето  со снопами, осень  с пирогами.
* В ноябре зима с осенью борется.
* Холоден сентябрь, да сыт



Тема: «Части тела человека. Одежда»»

Родителям рекомендуется:
Задание. Назвать осеннюю одежду.
Задание. Сравнить зимнюю и летнюю (осеннюю) одежду.
Задание. Внимательно рассмотреть верхнюю одежду и назвать ее детали (воротник, карман, пуговицы рука­ва... .).
Задание.  Дидактическая  игра  «Чья,   чей,  чьи,  чье?» (употребление притяжательных местоимений). Это чья шапка?       Моя. Это чьи перчатки?       Мои. Это чей шарф?       Мой. Это чье пальто?       Мое.
Задание. Подобрать как можно больше предметов к местоимениям: моя шапка ...; мой — шарф мои — варежки ... .
Задание. Выполнить указание и ответить на вопрос (понимание сложных инструкций):
Повесь шарф на спинку стула, а шапку положи на стул. Что ты сделал сначала, а что потом?
Задание. Дидактическая игра «Один — много» (упот­ребление множественного числа существительных): шарф — шарфы; шапка ...; перчатка ...; носок
Задание. Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): шапка - шапочка; шуба - ...; пальто -  ...; куртка -  ...; кепка... и т.д.
Задание. Дидактическая игра «Подбери признак». Куртка (какая?) - красная, теплая ... . Шарф (какой?)…; Пальто (какое?) ...  и т.д.
Задание. Дидактическая игра «Сначала — потом» (со­ставление сложносочиненных предложений с союзом а).
Сначала мы надеваем шубу, а потом — варежки. Сначала мы надеваем рейтузы, а потом — ... . Сначала мы надеваем носки, а потом — ....
Задание. Ответить на вопросы.
Где  продают одежду, ткани?                  Кто работает в магазине?
Где  шьют одежду?                                  Кто работает в ателье?
Что делают  с одеждой  в ателье? в магазине?
Задание. Дидактическая игра «Подбери слова» (винительный падеж).


Что вяжут? —   Шапку,  варежки,  ...
Что шьют? —  Пальто,  платье,  ...
Что надевают?    Пальто, свитер,  ...
Что штопают? —  Чулки,  носки,  ...
Что завязывают?  -   Шнурки,  платок,  ...


Задание. Дидактическая игра «Узнай по описанию». (Взрослый описывает один из предметов одежды кого-ни­будь из членов семьи, а ребенок называет, что это и кому принадлежит.)
Задание. Дидактическая игра «Из чего сделана одежда?» (образование относительных прилагательных): из ситца ситцевый, из льна- льняной, из шелка - шелковый, из шерсти - .... из меха - ... , из пуха — ..., из резины — ... , (По возможности следует познакомить ребенка с раз­личными тканями и материалами.)
Задание. Дидактическая игра «Магазин» (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными)
Покупатель.  Что у вас есть из меха?
Продавец.   Меховая  шуба,  меховые рукавицы,  ...  .
Покупатель.   Что у вас есть из кожи?
Продавец.  Кожаные перчатки,  кожаные сапоги,  ...
Тема: «Обувь. Головные уборы»»

Родителям рекомендуется:

Задание. Попросите ребенка назвать и четко проговорить сло­ва по теме «Обувь»: сапоги, ботинки, туфли, босонож­ки, тапки, сандалии, валенки. Вместе рассмотрите ту обувь, которая есть у ребенка.
 Задание. Обсудите с ребенком, когда и где какую обувь носят: летом — летнюю (босоножки); зимой — зимнюю (валенки); осенью — осеннюю (сапоги); дома — домашнюю (тапки); на улице — уличную (туфли).
 Задание. Сходите с ребенком в обувной магазин, покажите, ка­кую обувь там продают. Как называется этот мага­зин? (Обувной)
 Задание .  «Мой, моя, мое, мои». Попросите ребенка показать свои игрушки, одежду, обувь, назвать их, добавляя слова мой, моя, мое, мои, четко выделяя окончания. Например: мой мяч, моя куртка, мои сапоги, мое пальто
 Задание. Дидактическая игра «Один — много» (упот­ребление множественного числа существительных): ботинок - ботинки; шапка ...; кепка ...; сапог….
 Задание. Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): шапка - шапочка; кепка - ...; кроссовки -  ... и т.д.
 Задание. Дидактическая игра «Подбери признак». Шапка (какая?) - красная, теплая ... . Ботинки (какие?)…  и т.д.
 Задание. Назвать осеннюю (зимнюю, летнюю)  головные уборы и обувь. Рассказать о порядке надевания вещей при выходе на прогулку.
 Задание. Дидактическая игра «Узнай по описанию». (Взрослый описывает один из предметов одежды кого-ни­будь из членов семьи, а ребенок называет, что это и кому принадлежит.)

 Тема: «Посуда»
Родителям рекомендуется:
Задание 1. - рассмотреть вместе с ребенком посуду — кухонную, чай­ную, столовую;
- закрепить с ребенком названия предметов и слова, оп­ределяющие их назначение;
- рассмотрите вместе с ребенком посуду на кухне;
- уточните названия предметов посуды.  Спросите у ребенка, для чего нужны чашка, ковшик, сковоро­да, кастрюля, чайник, поварешка, терка, дуршлаг, разделочная доска, тарелка, блюдце, ложка, вилка,
кружка, нож. Составьте предложение с каждым сло­вом;
- рассмотрите вместе с ребенком и назовите части по­суды: ручка, крышка, носик, дно, стенки;
- сходите с ребенком в магазин, где продают посуду. Рассмотрите и обсудите, какую посуду там продают;
- показать ребенку продукты, из которых готовится пища;
- закрепить названия обеденных блюд (борщ, суп, каша и т.д.), названия продуктов, а также слова, обозначающие способы приготовления пищи. При этом следует спросить у ребенка: «Что готовят из мяса? картофеля? капусты? Из чего готовят винегрет?» Затем необходимо выяснить, какую он знает посуду (кухонную, столовую, чайную);
- показать, где дома хранится посуда (в шкафу, в буфете, в столе, в серванте);
- рассмотреть посуду, объяснить, что посуда бывает двух видов: в которой готовят пишу и из которой едят;
- сравнить  посуду  (большие  ложки   и   маленькие,   мелкие тарелки и глубокие...), обратив внимание на  то, что посуда может биться;
- в качестве экскурсии сводить ребенка в магазин, где подают посуду,
- обсудите, из чего сделана посуда (железная - из же­леза, стеклянная — из стекла, глиняная — ...,  дере­вянная — ...).
-обсудите,для чего нужна посуда(в кастрюле варят суп, на сковороде жарят рыбу, из тарелки едят и т,д.).
Задание 2. Отгадать загадку.    Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник)
Задание 3. Дидактическая игра «Какое это блюдо?» (об­разование относительных прилагательных).
Какой суп из ... (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?
Какая каша из ...  (пшена, геркулеса, манки ... )?
Какое варенье из ... (яблок, сливы, абрикоса, малины... )?
Какой сок из ... (моркови,  груши, апельсина ... )?
Какая посуда бывает ... (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)?
Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная — сделана из стекла.)
Задание 4. Объяснить ребенку значение сложных слов «картофелечистка», «овощерезка», «кофеварка», «соковыжи­малка», «мясорубка», «кофемолка», «соковарка».
Задание 5. Дидактическая игра «Сосчитай посуду» (со­гласование существительных с числительными): один нож, два ножа, три ножа, четыре ножа, пять ножей.
Задание  6.  Ребенок вместе со взрослым должен:
вымыть посуду;
приготовить салат или  винегрет;
накрыть стол к обеду.
Задание 7. Назови ласково (чашка — чашечка, ложка — ложеч­ка и т. д.).
Задание 8. «Один — много» (чашки — много чашек, ложка —много ложек и т.д.). Обратите внимание детей на окончания слов (одна чашка — много чашек)
Задание 9. Составьте предложение о каждом члене семьи (Мама варит суп в кастрюле. Папа чистит рыбу ножом.)
Объедините предложения в связный рассказ. Обратите внимание ребенка на то, что слова «жарит», «варит», «чистит» должны быть включены в рассказ.
Задание 10. «Часть и целое». Дети называют части предметов по­суды, составляют предложения:
           У чайника есть носик, ручка, крышка, донышко. И т. д.
Тема: «Ягоды. Грибы. Деревья. Лес»
Родителям рекомендуется:
Задание 1. - во время прогулки в зимнем лесу или парке совместно с ребенком рассмотреть и сравнить хвойные деревья: сосну и ель, вспомнить, почему они называются хвойными и веч­нозелеными деревьями;
- внимательно рассмотреть и сравнить ствол, крону, рас­положение веток, хвою и шишки ели и сосны;
- на иллюстрациях рассмотреть и другие хвойные деревья: кедр, пихту, лиственницу, рассказать, где растут эти деревья, рассмотреть их листья  и  плоды,  в каких целях использует человек эти деревья;
- объяснить ребенку,  почему лес — наше богатство.
Задание 2.  Вспомнить стихи и загадки о хвойных деревьях
Задание 3.  Подобрать   родственные   слова;   ель      елка, елочка, еловый, ельник (сосна),
Задание 4. Дидактическая  игра  «Назови    какой»  (об­разование относительных прилагательных)
Лес (какой?) — еловый, сосновый,  кедровый ... .  Шишка (какая?) — еловая ...  ,  Иголки (какие?) — сосновые ... .
Задание 5. Дидактическая игра «Подбери признак к предме­ту»: ель (какая?) — ..., сосна (какая?) — ..., кедр (какой?) — ...
Задание 6. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Дуб, береза, осина, лиственница.    Кедр, липа, сосна, ель.
Задание 7, Составить  описательную   загадку  о   хвойном дереве по выбору.
Задание 8. Составить сравнительный рассказ о ели и со­сне по плану:
Что это?
Где растет?
Какой внешний вид (величина, крона, хвоя, шишки)?
В каких целях человек их использует?
Задание 9. Составить предложения из слов.
Заяц, елка, сидеть,  под.
Белка, сидеть, сосна, на.
Гриб, расти, ели, между.
Задание  10.  Выложить из спичек фигурку по образцу.
Задание 11. Изготовить поделки из природного материала (шишек, хвои, деревьев).

ЗАГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ


   Ее всегда в лесу найдешь-
   Пойдем гулять и встретим:
   Стоит колючая, как ёж,
   Зимою в платье летнем.  (ёлка)

   С моего цветка берёт
   Пчёлка самый вкусный мёд.
   А меня все ж обижают:
   Шкуру тонкую сдирают. (липа)
  
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
 Очень прямо я расту в высоту.
 Если я не на опушке,
 Ветви только на макушке.  (сосна)


Тема: «Продукты питания»
Родителям рекомендуется:
Задание 1.
- Посетить магазин  вместе с ребенком и познакомить его с названиями различных продуктов. Закрепить в словаре обобщающее понятие «продукты»
- познакомить ребенка с названиями отделов продуктового магазина (молочный, мясной, бакалейный, овощной, рыбный)
- показать ребенку продукты, из которых готовится пища;
- закрепить названия обеденных блюд (борщ, суп, каша и т.д.), названия продуктов, а также слова, обозначающие способы приготовления пищи. При этом следует спросить у ребенка: «Что готовят из мяса? картофеля? капусты? Из чего готовят винегрет? 
- показать, где дома хранятся продукты;
Задание 1. Составить предложения с предлогом  в, уп­ражнять в словообразовании.
В какую посуду кладут ... (хлеб, горчицу, перец, салат, конфеты, соль, молоко, селедку, масло)?
Что кладут в салатницу (селедочницу, солонку, масленку, сахарницу)?
Что наливают в супницу, молочник, соусницу, кофейник, чайник?
Задание 2. Составить сложносочиненные предложения с со­юзом а по образцу:
Соль кладут в пюре, а сахар — в чай. (В какую еду ищут соль, а в какую сахар?)
В стакане — кефир, а в чашке --- кофе. (Какой напиток в мелкой посуде?)
Задание 3. Составить предложения с предлогом с (упот­ребление творительного падежа существительных).
С чем ведро, если в нем ... (вода, молоко, белье, бумага,  снег...)?
С чем кастрюля, если в ней ... (суп, борщ, картошка...)?
С чем чашка, если в ней ... (чай, кисель, кофе, молоко...)?
С чем банка, если в ней ... (капуста, варенье, мед, мука...)?
Задание 4. Дидактическая игра «Какое это блюдо?» (об­разование относительных прилагательных).
Какой суп из ... (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?
Какая каша из ...  (пшена, геркулеса, манки ... )?
Какое варенье из ... (яблок, сливы, абрикоса, малины... )?
Какой сок из ... (моркови,  груши, апельсина ... )?
Задание 5. Составьте предложение о каждом члене семьи (Мама варит суп в кастрюле. Папа чистит рыбу ножом.)
Объедините предложения в связный рассказ. Обратите внимание ребенка на то, что слова «жарит», «варит», «чистит» должны быть включены в рассказ.
ЗАГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ


ПУЗЫРЮСЬ Я И ПЫХЧУ,
ЖИТЬ В КВАШНЕ Я НЕ ХОЧУ,
НАДОЕЛА МНЕ КВАШНЯ –
ПОСАДИТЕ В ПЕЧЬ МЕНЯ.
                                          (тесто)
МАЛЕНЬКОЕ, СДОБНОЕ,
КОЛЕЧКО СЪЕДОБНОЕ.
Я ОДНА ТЕБЯ НЕ СЪЕМ,
ПО КУСОЧКУ ХВАТИТ ВСЕМ.
                                     (бублик)

ПОИГРАЙТЕ В ИГРУ «СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ»

Тема: «Игрушки»
Родителям рекомендуется:

Задание 1.
- рассмотреть с ребенком несколько игрушек;
- определить материал, из которого каждая из них сделана (деревянная, резиновая, пластмассовая, плюшевая, меховая);
- отметить внешние признаки игрушки: форму (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), цвет, качество (мяг­кая, гладкая, шершавая …);
- провести с ребенком беседу о бережном отношении к игрушкам;
- в качестве экскурсии сводить ребенка  в  магазин,   где продают игрушки.
Задание 2. Прочитать ребенку стихотворения А. Барто «Игрушки».
Задание 3. Отгадать загадку.
* Его бьют, а он не плачет, упадет поскачет. (Мяч)
* Пляшет крошка, а всего одна ножка. (Юла)
Задание 4. Дидактическая игра «Узнай игрушку по опи­санию». (Взрослый рассказывает об игрушке, а ребенок ее называет.)
Задание 5. Дидактическая игра «Узнай свои игрушки на ощупь». (Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощу­пать любую игрушку и назвать ее.)
Задание 6. Составить описательный рассказ об игрушке по следующему плану:
Что это?
Каков ее внешний вид (величина, цвет, форма)?
Из какого материала сделана?
Как с ней можно играть?
Задание 7. Подобрать действия к предмету: мяч ле­тит, прыгает, катится, скачет, падает...; кукла ...; матреш­ка ... .
Задание 8. Дидактическая игра «Подбери признак»: кукла (какая?) ..., мяч (какой?) ... .
Задание 9. Образовать признак от предмета: игрушка игрушечный, кукла      кукольный, стол       настольный, зер­кало       ... .
Задание 10. Дидактическая игра «Назови ласково» (сло­вообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): мяч — мячик, кукла ...; мишка ...; мат­решка ...; Петрушка ... .
Задание 11. Упражнение в согласовании существитель­ных с числительными два, две: два мяча, две куклы... (счет вести до пяти).

Тема: «Домашние животные»

Родителям рекомендуется:
Задание  1.  - показать ребенку (по возможности живых) домашних животных — кошку, собаку, корову, лошадь, свинью, овцу;
- обсудить внешние признаки каждого, ответив на вопрос: почему не слышно, когда ходит кошка, для чего у лошади на ногах копыта, зачем корове рога и т.д.;
- поговорить о том, чем они питаются, какую пользу при­нят людям, почему они называются домашними;
- прочитать стихи  и рассказы о домашних животных;
- рассмотреть иллюстрации  в книгах и журналах.
Задание 2. Отгадать загадки (выучить по выбору).
* Му-му-му, молока  кому?  (Корова)
* Идет,  идет, бородой трясет, травки просит: «Ме-ме-ме, дайте вкусной мне».  (Коза)
* С  хозяином дружит,  дом  сторожит,  живет  под крылечком, а хвост колечком. (Собака)
* Спереди — пятачок, сзади — крючок, посреди­не — спинка, а на ней — щетинка. (Свинья)
* По горам, по долам, ходит шуба и кафтан. (Баран)
* Мягкие лапки,  а в лапках царапки.   Все  время умывается, а с водой  не знается. (Кошка)
* Я  большой  и я  красивый, я  бегу —  и  вьется грива, Длинный шелковый хвосток и копытами — цок, цок. (Конь)
Задание 3. Дидактическая игра «Кто как голос подает?» Корова — «му-у» (корова мычит). Кошка — «мяу» (кошка мяукает). Собака — ...  Свинья — ... . Лошадь — ... . Овна — ....
Задание 4. Дидактическая игра «Один — много» (обра­зование множественного числа существительных): кошка — кошки, собака — собаки ...; котенок — котята, жеребе­нок — жеребята ... .
Задание 5. Дидактическая игра «У кого — кто?» (падеж­ное согласование существительных): у кошки - котенок (котята), у со-баки - щенок (щенята), у овцы - ..., у ко­зы - ... ; котенок - у кошки, щенок - у ..., теленок - у ..., жеребенок - ..., козленок - ...
Задание 6. Дидактическая игра «Кто чем питается?» (употребление творительного падежа имен существитель­ных): кошка — молоком, корова — травой, коза — ..., со­бака — ..., лошадь — ... .
Задание 7. Дидактическая игра «Кто как ест?»: корова — жует, собака — грызет, кошка — лакает ... .
Задание 8. Подобрать признаки к существительным: кошка (какая?) — ..., щенок (какой?) — ..., козленок (какой?) — ..., жеребята (какие?) — ..., телята (какие?) — ... .
Задание 9. Дидактическая игра «Назови ласково» (упраж­нение в словообразовании с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов): кошка — кошечка, собака — собач­ка, свинья — свинка... .
Задание 10. Отгадать загадки (употребление родительного падежа существительных).
У кого рога?
У кого мягкие лапки?
У кого вымя?
У кого щетина?
У кого пятачок?
Задание 11. Составить описательный рассказ о домашнем животном по плану:


Кто это?
Где живет?
 Каков внешний вид?
Какие имеет повадки?
Чем питается?
Какую пользу приносит?
Кто у него детеныши?


Тема: «Дикие животные»
Родителям рекомендуется:
Задание 1. - рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением зве­рей наших лесов — зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы; отметить их внешние признаки;
- рассказать о том,  где они  живут, чем  питаются; закрепить  в  словарном   запасе  ребенка  названия  зверей и  их детенышей;
- в качестве экскурсии  посетить зоопарк.
Задание 2. Отгадать загадки (выучить по выбору).
* Я, сознаюсь,  виновата: я хитра и плутовата. Я  в курятник вечерком часто бегаю тайком. (Лиса)
* Под соснами, под елками живет клубок с игол­ками. (Еж)
* Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок. (Белка)
*  Серый байковый зверюшка, косоглазый длинноушка. Ну-ка,  кто он, угадай  и  морковку ему дай. (Заяц)
*  Кто зимой холодной ходит злой голодный? (Волк)
* Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
Задание 3. Дидактическая игра «Угадай, кто это?» (по­добрать существительные к прилагательным).
Бурый,  косолапый,  неуклюжий — ...  .
Серый, зубастый, страшный  —  ...  .
Хитрая, пушистая, рыжая — ... .
Маленький, длинноухий, пугливый — ... .
Серый — ..., косолапый — ..., хитрая — ..., колючий — ... .
Задание 4. Дидактическая игра «У кого — кто?» (упражне­ние в словообразовании): у медведя — медвежонок, у волка — ..., у лисы — ...; у медведя — медвежата, у волка — ... .
Задание 5. Дидактическая игра «Назови семью» (упраж­нение в словообразовании): папа — медведь, мама — мед­ведица, детеныш(и) — медвежонок (медвежата); папа — волк..., папа — заяц — ...; папа — еж...; папа — лис... .
Задание 6. Дидактическая игра «Назови маму» (употреб­ление родительного падежа существительных): медвежонок у медведицы, лисенок у ... .
Задание 7. Дидактическая игра «Кто как голос подает?» подобрать глагол к существительному): лиса —- тявкает, медведь — рычит, волк — воет, белка •— ... .
Задание 8. Дидактическая игра «Про кого можно сказать ...» подобрать существительное к глаголу): охотится — ..., крадется — ..., воет — ..., кусается — ..., пугается — ... , скачет — . переваливается — ..., хитрит — ..., выслеживает — ... .
Задание 9. Дидактическая игра «Кто, где живет?» (упот­ребление именительного падежа существительных).
В норе живет (кто?) — лиса,
В берлоге — ....
В дупле — ...  .
Задание 10. Дидактическая    игра    «Кому    что    дадим?» употребление дательного падежа существительных).
Мясо  —  волку,  малину  —  ...,   мед  —  ...,  морковку  — , яблоко —  ..., орехи —  ...,  грибы — ...  .
Задание 11. Дидактическая игра «Охотник» (употребле­ние родительного падежа существительных).
Охотник поймал  в лесу (кого?) — ...  .
Задание   13.   Составить  описательный   рассказ  о  диком животном нашего леса (по выбору) по плану: Название, Где живет? Жилище. Внешний вид. Чем питается? Детеныши.

Тема: «Зима»
Родителям рекомендуется:
Задание  1.  - побеседовать с ребенком о том, какое сейчас время года, при этом следует напомнить, какие изменения произошли в природе, что происходит с животными и растениями зи­мой, как звери в лесу переносят холод и голод, как ведут себя птицы зимой;
- вспомнить названия зимующих птиц, зверей наших лесов, обратить внимание ребенка на характерные признаки зимы, что удобнее сделать во время  прогулки в парке,  и  назвать зимнюю   одежду.                                                     Возвратившись   домой,   провести   беседу о веселом празднике, который отмечают зимой, о том, какие зимние забавы и развлечения ребенок знает.
Задание 2. Отгадать загадку.
* На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
* Без рук, без ног, а рисовать умеет (Мороз)
* Что вниз головой растет? (Сосулька)
* С неба падают зимой и кружатся над землей Легкие пушинки, белые…
* Меня не растили, из снега слепили, Вместо носа ловко вставили морковку. Глаза-угольки,  губы-сучки. Холодная, большая.  Кто я такая?
Задание 3. Дидактическая  игра «Когда это бывает?»
* Снег на полях, лед на реках. Вьюга гуляет,  когда это бывает?
* Наступили холода. Обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь:  в спячку впал в бору медведь. Кто же скажет, кто узнает,  когда это бывает?
Задание 4. Дидактическая игра «Подбери признак»: снег (какой?)- ..., мороз (какой?)- ..., сосулька (какая?) - ..., зима (какая?) - ...
Задание 5. Дидактическая игра «Подбери признак»: на­ступает (что?) — ..., валит ..., свищет ..., бушует ..., кру­жится ..., замерзает ..., блестит ..., лепят ... .
Задание 6.  Назвать зимнюю одежду.
Задание 7. Назвать зимующих птиц. Как люди помогают птицам зимовать?
Задание 8. Рассказать о том, как звери наших лесов зимуют.
Задание 9.  Назвать зимние забавы.

Тема: «Профессии»

Родителям рекомендуется:
Задание 1.  - побеседовать с ребенком о том, что на свете есть очень много профессий, спросить его, какие профессии он знает, кем бы он хотел стать, когда вырастет;
- спросить у ребенка, что делают люди разных профессий, какую работу они выполняют, какие инструменты и орудия труда им для этого нужны;
- рассказать ребенку о своей профессии, о том, где и кем вы ра­ботаете, что делаете, какую пользу приносит ваша работа людям; если есть возможность, отведите ребенка на место вашей работы.
Задание 2. Дидактическая игра «Кем ты будешь?» (упот­ребление глаголов будущего времени). Я буду строителем, построю дома. Я буду ... 
Задание 3. Дидактическая игра «Назови профессию» (об­разование существительных с помощью суффикса -щик).
Кто носит багаж?  Носильщик. Кто сваривает трубы? Сварщик. Кто вставляет стекла?        Стекольщик. Кто работает на кране?  Крановщик. Кто кладет камни?        Каменщик. Кто чинит часы? Часовщик. Кто точит ножи?        Точильщик. Кто кроит платье? Закройщик.
Задание 4. Дидактическая игра «Назови женские профес­сии» (словообразование):
ткач -  ткачиха, повар -..., воспи­татель - ..., учитель -    ..., художник -     ..., продавец -  ..., певец -  ..., летчик -  ..., пианист -  ..., скрипач      ....
Задание 5. Дидактическая игра «Почему так названы?» (сложные слова): рыболов ловит рыбу, пчеловод ..., землекоп ..., лесоруб ..., трубочист ....
Задание 6. Дидактическая игра «Кто чем работает?» (об­разование творительного падежа имен существительных): маляр кистью, землекоп ..., дворник ....
Задание 7. Дидактическая игра «Назови действия»: лопа­той  копают, иголкой ..., пилой ..., топором…, граблями ..., кистями ..., ножницами... .

Тема: «Новый год»
Родителям рекомендуется:
Задание 1.  - побеседовать с ребенком о том, какой праздник скоро придет, что он обозначает; если в доме уже поставлена елка, посмотреть ее и рассказать, какими игрушками украшают новогоднюю елку;
- вместе с ребенком украсить новогоднюю елку.
Вопрос: Кто приносит детям подарки на Новый год?
Задание 2.  Выучить стихотворение.
Елка
Наша елка велика,    наша елка  высока.
 Выше мамы,  выше папы,  достает до потолка!
 Будем  весело плясать, будем  песни распевать,
 Чтобы елка захотела в гости  к нам  прийти опять!
Задание 3.  Пересказать рассказ.
Елка
Папа принес из леса елку. Елку поставили на пол. Ребята украсили елку. Повесили игрушки, шары, конфеты. Елка была нарядная, красивая, пушистая. Дети играли вокруг елки. И Дед Мороз играл. Весело было ребятам!

Тема: «Зимующие птицы»

Родителям рекомендуется:
Задание  1.- пойти вместе с ребенком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребенку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребенка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать;
- рассказать,  где они живут и чем питаются;
- обратить внимание ребенка на то, какие птицы часто приле­тают во двор. Желательно покормить птиц вместе с ребенком.
Задание 2. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Задание 3.  Отгадать загадки.  (Выучить загадки  и стихи по выбору.)
* Хоть я  не молоток —  по дереву стучу:
В нем  каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я  в шапке  красной  и акробат прекрасный. (Дятел)

* Эта хищница болтлива,  воровата, суетлива.
Стрекотунья, белобока, а зовут ее  .,.  (сорока).

* Зимой  на ветках яблоки! Скорей же собери!
И  вдруг вспорхнули яблоки  — ведь это ... (снегири).

Задание 4. Дидактическая  игра  «Один  -  много»  (образование множественного числа существительных): ворона - вороны, снегирь —  ...,  галка  —  ... „  воробей  
Задание 5. Дидактическая игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании):
воробей — воробушек, воробьишко; галка — ..., снегирь — ..., синица — ... .
Задание 6. Дидактическая игра «Счет птиц» (закрепление согласования числительных с существительными).
Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробьи, пять воробьев.
Первая ворона, вторая ворона, ... пятая ворона; первый голубь, второй голубь, ..., пятый голубь.
Задание 7. Дидактическая  игра «Кто как голос  подает?» Ворона — «кар-кар» —- она каркает,  воробей —  ...  .
Задание 8. Дидактическая  игра  «Подбери  признак»:  ворона  (какая?)-   ...,голубь  (какой?)   -   ..., снегирь   (ка­кой?) -  ... ,синица (какая?)  -  ...  .
Задание 9. Дидактическая игра «Угадай птицу по описанию».
Я сегодня  видел на улице птицу:  маленькая,  грудка красная, сидит  на ветке  как яблочко.  Кто это? (Снегирь)
Тема: «Почта»
Родителям рекомендуется:

- показать ребенку корреспонденцию, которую вы выни­маете  из  почтового ящика:  газеты,  журналы,  письма,  от­крытки; рассмотреть их;
- предложить ребенку самостоятельно вынуть из почтового ящика корреспонденцию и сказать, что пришло по почте;
- вместе с ребенком сходить на почту, где обратить его внимание на труд почтовых работников.

Задание 1.Выучить стихотворение.
Почта
Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне
С цифрой 5 на медной бляшке, в синей формен­ной рубашке?
Это он, это он, ленинградский почтальон. (С. Маршак)

Задание 2.Дидактическая игра «Закончи предложе­ние».
Почтальон принес письмо (кому?) -  маме, сестре ... (да­тельный падеж имен существительных).
Что мы нашли в почтовом ящике? - газету, открытку ... (винительный падеж имен существительных).
Чего не стало в почтовом ящике? газеты, журнала ... (родительный падеж имен существительных).

Задание 3.Дидактическая игра «Подбери признак»:
Открытка (какая?) праздничная, поздравительная ... .
Журнал (какой?) детский, интересный, увлекательный, познавательный,… .
Газета (какая?) детский, интересный, увлекательный, познавательный … .
Письмо (какое?) долгожданное, неожиданное, веселое, грустное… . 

Задание 4.Дидактическая игра «Образуй новое слово»: телефон телефонист, телефонистка, телеграф телегра­фист, телеграфистка.

Задание 5.Совместно с ребенком сделать конверт из бумаги.
Отгадать загадку.
* Заклеили клеем прочно и ко мне прислали срочно. Я его не пожалею, получу и вмиг расклею. (Письмо, конверт)

Тема «Игры и развлечения зимой»
Родителям рекомендуется:
Задание 1. - побеседовать с ребенком о том, какое сейчас время года, при этом следует напомнить, какие изменения произошли в природе, что происходит с животными и растениями зи­мой, как звери в лесу переносят холод и голод, как ведут себя птицы зимой;
- вспомнить названия зимующих птиц, зверей наших лесов, обратить внимание ребенка на характерные признаки зимы, что удобнее сделать во время  прогулки в парке,  и  назвать зимнюю   одежду.  Возвратившись,   домой,   провести   беседу о веселом празднике, который отмечают зимой, о том, какие зимние забавы и развлечения ребенок знает.
Задание 2. Отгадать загадку.
* На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
* Без рук, без ног, а рисовать умеет (Мороз)
* Что вниз головой растет? (Сосулька)
* С неба падают зимой и кружатся над землей Легкие пушинки, белые…
Задание 3. Дидактическая  игра «Когда это бывает?»
* Снег на полях, лед на реках. Вьюга гуляет,  когда это бывает?
* Наступили холода. Обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь:  в спячку впал в бору медведь. Кто же скажет, кто узнает,  когда это бывает?
Задание 4. Дидактическая игра «Подбери признак»: снег (какой?)- ..., мороз (какой?)- ..., сосулька (какая?) - ..., зима (какая?) - ...
Задание 5. Дидактическая игра «Подбери признак»: на­ступает (что?) — ..., валит ..., свищет ..., бушует ..., кру­жится ..., замерзает ..., блестит ..., лепят ... .
Задание 6.  Назвать зимнюю одежду. Назвать зимующих птиц. Как люди помогают птицам зимовать? Рассказать о том, как звери наших лесов зимуют. Назвать зимние забавы.


Тема «Мебель»
Родителям рекомендуется:
Задание 1. - совершить с ребенком «экскурсию» по своей квартире, обратив внимание на то, сколько каких в ней комнат (кухня, ванная комната, туалетная комната, прихожая, подсобные помещения), объяснив их назначение;
- рассмотреть мебель в каждой из этих комнат, вспомнить ее особенности и предназначение;
Задание 2.  Дидактическая игра «Назови, какой дом» (об­разование  сложных слов): дом  —  одноэтажный, двухэтажный,   трехэтажный   ...   многоэтажный. (Объяснить ребенку значение словосочетания «высотный дом».)
Задание 3. Изменить слово «окно» в контексте предложе­ния (упражнение в падежном и предложном согласовании).
В доме большое .... В доме нет .... Я подошел к ... . Я мечтаю о большом ... . У меня растут цветы под ... .
Задание 4. Отгадать загадку.
* Кто   уходит,   кто   приходит   —   все   ее   за   ручку водят. (Дверь)
Задание 5. Рассказать, какая мебель есть на кухне в спаль­не, в гостиной. (Составить описательный рассказ о каком-ни­будь виде мебели по выбору.)
Это диван. Он стоит в гостиной. Он мягкий, красивый, удобный. У него деревянные полированные ручки и ножки. На диване можно сидеть, лежать.
Задание 6. Дидактическая  игра «Четвертый лишний».
Кухонный стол, табуретки, буфет,  кровать.
Задание 7.  Подобрать родственные слова. Стол — столешница, столовый,  столик, на­стольная (лампа).
Задание 8. Дидактическая игра «Назови, какой...» (образование относительных  прилагательных).
Шкаф сделан  из дерева, значит он деревянный.
Кровать сделана из железа,  ...  .
Диван сделан  из кожи,  ...  .
Стул сделан  из пластмассы,  ...  .
Задание 9. Составить предложения со словом стол, употребляя «маленькие» слова (предлоги) в, на, под, у, за, из, к, между.
Задание 10.  Пересчитать различные виды мебели (согласование числительных с существительными): один стул, два стула, пять стульев.

Тема «Профессии на стройке»

Родителям рекомендуется:

Задание 1. - побеседовать с ребенком о том, что на свете есть очень много профессий, спросить его, какие профессии он знает, кем бы он хотел стать, когда вырастет;
Задание 2. Дидактическая игра «Кем ты будешь?» (упот­ребление глаголов будущего времени). Я буду строителем, построю дома. Я буду ... 
Задание 3. Дидактическая игра «Назови профессию» (об­разование существительных с помощью суффикса -щик).
Кто носит багаж?  Носильщик. Кто сваривает трубы? Сварщик. Кто вставляет стекла?        Стекольщик. Кто работает на кране?  Крановщик. Кто кладет камни?        Каменщик. Кто чинит часы? Часовщик. Кто точит ножи?        Точильщик. Кто кроит платье? Закройщик.
Задание 4.  Дидактическая игра «Почему так названы?» (сложные слова): рыболов ловит рыбу, пчеловод ..., землекоп ..., лесоруб ..., трубочист ....
Задание 5. Дидактическая игра «Кто чем работает?» (об­разование творительного падежа имен существительных): маляр кистью, землекоп ..., дворник ....
Задание 6. Дидактическая игра «Назови действия»: лопа­той  копают, иголкой ..., пилой ..., топором…, граблями ..., кистями ..., ножницами... .
Задание 7. Дидактическая игра «Подбери родственные слова к слову строить»: стройка, строитель, строительство, строительный, постройка.
Задание 8. Дидактическая игра «Подскажи словечко».
 Дровосеки рубят бор - есть у каждого ... (топор). Папе гвоздь забить помог - деревянный ... (молоток). Пыль на полу - подайте ... (метлу). Возле школы все ребята убирают снег ... (лопатой).

Тема «Моя семья»

Родителям рекомендуется:
Задание 1. - поговорить с ребенком о семье (получить ответы на во­просы: С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Назови всех членов твоей семьи. Кто самый младший, кто самый старший в семье? Кто старше всех? Кто младше всех?);
- предложить ребенку назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.
Задание 2. Дидактическая игра «Подбери признак» (согласование имени существительного с прилагательным): ма­ма (какая?)  ..., бабушка (какая?) — ..., дедушка (ка­кой?) — ..., папа (какой?) — ...
Задание 3. Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?» (об­разование и употребление притяжательных прилагательных). Шарф (чей?) — мамин,  папин,  ...  . Шапка (чья?) — тетина, дядина ...  .Пальто (чье?) — бабушкино, дедушкино ...  .Перчатки  (чьи?) мамины, бабушкины  ...  .
Задание 4. Сравнить, кто старше - младше (составление сложносочиненного предложения с союзом а):
Папа — сын (папа старше, а сын младше), папа — де­тка, дядя - племянник, внук дедушка.
Задание 5. Дидактическая игра «Покажи, где...» (понимание логико-грамматических конструкций): мамина дочка, дочкина мама, мама дочки, дочка мамы
Задание 6. Дидактическая  игра «Скажи  наоборот». Старший -   (младший), большой -..., молодой - ... . Старше — (моложе,  младше).
Задание 7. Ответить на вопросы (употребление родительного падежа имен существительных).
У кого глаза добрые? (У бабушки).
У кого руки сильные?
У кого ласковые руки?   

Тема «Транспорт»

Родителям рекомендуется:
Задание 1. - понаблюдать с ребенком на улице за движением различ­ного транспорта;
- закрепить названия видов транспорта;
- спросить у ребенка, какие виды транспорта он знает, какой транспорт относится к наземному, подземному, же­лезнодорожному, воздушному, водному;
- провести с ребенком беседу о правилах уличного движе­ния, показать во время прогулки светофор, обратив внима­ние на его свет и уточнив, когда можно переходить улицу, а когда нет;
- рассказать ребенку о профессии регулировщика.
Задание 2. Составить описательную загадку о каком-либо виде транспорта (по выбору).
Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак»: ма­шина (какая?) ..., самолет (какой?) ... .
Задание 4. Дидактическая игра «Почему так называют­ся?» (образование сложных слов): самолет (сам летает), вез­деход, паровоз, пароход, самосвал, самокат.
Задание 5. Дидактическая игра «Подбери предмет к при­знаку»: старый ... , новый ... , маленькая ... , мощный ... , длинный ... , грузовой ... , трехколесный ... , быстроход­ный ... , летящий ....
Задание 6. Подобрать синонимы к словам: ехать, мчать­ся, нестись, гнать, тащиться, передвигаться.
Задание 7. Подобрать антонимы к словам: взлет - посад­ка, взлетать - - приземляться, приезжать - - ..., приплыть –
Задание 8. Составить предложение из слов. Машина, мост, ехать, под.
Задание 9. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Самолет, лодка, пароход, корабль.
Задание 10. Подобрать подходящий по смыслу глагол с приставкой (от глагола ехать).
Машина из гаража .... Машина к дому .... Машина от дома Машина в ворота ....  Машина до дома .... Машина с моста ....
Задание 11. Отгадать загадку и объяснить значение цветов светофора.
 Если свет зажегся  красный, 
значит, двигаться опасно.
Желтый — предупрежденье, 
а зеленый  говорит: «Проходите,  путь открыт». (Светофор)
Задание 12. Дидактическая игра «Кто на  какой машине работает».
На «скорой  помощи» работает врач.
На пожарной  ...  .

Тема «День защитника отечества»

Родителям рекомендуется:

Задание 1. - рассказать ребенку о том, что это за праздник, кто такие защитники Отечества;
- воспитывать уважение и любовь к Российской армии;

Задание 2. Задать ребенку вопрос: «Кто служит в Армии?» (образование имен существительных с помощью суффиксов -чик, -ист).
-чик. ракетчик, минометчик, летчик, зенитчик;
-ист. связист, танкист, артиллерист.

Задание 3. Дидактическая и игра «Подбери признак»: защит­ник Отечества (какой?) — смелый, храбрый, отважный ... .

Задание 4. Дидактическая игра «Сосчитай» (счет различ­ных предметов — согласование числительных с существи­тельными): один танк, два танка ... пять танков.

Задание 5. Выучить стихотворение.
Февраль
Дуют ветры  в феврале,
воют в трубах громко.
Змейкой мчится  по земле
легкая  поземка
Поднимаясь, мчатся вдаль
самолетов звенья —
Это празднует февраль
Армии рожденье. (С. Маршак)

Тема «Инструменты и материалы»

Родителям рекомендуется:
Задание 1. - спросить у ребенка, какие виды инструментов он знает, для чего они нужны.
Задание 2. Загадки.
Огородник Федот                                           Быстро грызет,   
С длинным носом живет.                               Мелко жует,
Где наклонится,                                               А сама не глотает.
Там вода течет.  (Лейка)                                                              (Пила)
Скручена, связана,                                          Зубастые, а не кусаются.
На кол посажена,                                                                           (Грабли)
А по улице пляшет.                                         Сам худ, а голова с пуд.
                            (Метла)                                                                 (Молоток)
Кланяется, кланяется,                                     Конь стальной,
Придет домой – растянется.                           Хвост льняной.
                             (Топор)                                        (Иголка с ниткой)        
 * Я землю копала ничуть не устала. А кто мною копал, тот и устал. (Лопата)
* Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь)
* Листья падают в саду, я их быстренько смету. (Грабли)
* Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб. (Пила)
Задание 3.  Дидактическая игра «Подскажи словечко».
Дровосеки рубят бор - есть у каждого ... (топор).
Папе гвоздь забить помог - деревянный ... (молоток).
Пыль на полу - подайте ... (метлу).
Возле школы все ребята убирают снег ... (лопатой).
Задание 4. Пальчиковая  гимнастика «Слесарь»
Мне нужны такие вещи:                                  Движения произвольные.
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней – сноровка.

Тема «Женский день»

Родителям рекомендуется:

Задание 1. - побеседовать с ребенком о празднике 8-е Марта, спро­сить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день;
Задание 2 . Дидактическая игра «Подбери признак»: мама (какая?) добрая, ласковая, заботливая
Задание 3. Подобрать родственные слова: мама ма­мочка, мамуля.
Задание 4. Выучить стихотворение по выбору.
Мама, бабушка, сестра все нарядные с утра.
Принимают поздравления, хоть у них не день рожденья.
Каждой праздничный подарок и букет  он очень ярок.
А еще сюрприз их ждет,  испекли мы с папой торт.
Перемыли всю посуду, навели порядок всюду.
Мы забыли слово лень, вот что значит Женский день!
А сестра спросила нас: «Это будет каждый раз?» (Б. Нестеренко)
             Бабушка
Бабушка наша очень добра,
Бабушка наша очень стара.
Много морщинок у бабушки нашей,
С ними она еще лучше и краше.
Бабушка теплые варежки свяжет,
Бабушка вечером сказку расскажет.
 Слушать ее мы готовы часами,
Что позабудет, подскажем ей сами.
Задание 5. Дидактическая игра «Помощник» (изменение глаголов по временам).
Я мою пол. Я буду мыть пол. Я вымыл пол.
Я стираю белье ... .

Тема «Домашние птицы»

Родителям рекомендуется:
Задание 1. - рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением до­машних птиц и их семей (курица петух цыплята, утка - селезень - утята, гусыня гусь - гусята, индюш­ка индюк индюшата);
- объяснить ребенку, что эти птицы называются домаш­ними, почему они так называются;
- уточнить, где они живут, чем питаются и какую пользу приносят (яйцо, перо, мясо), как за ними ухаживает человек;
Задание 2.  Дидактическая игра «Угадай, кто это».
Кудах-тах-тах — снеслась в кустах. (Курица)
Ку-ка-ре-ку стерегу! (Петух)    
Пить-пить-пить — воды попить! (Цыпленок)
Кря-кря — ищу червя! (Утка)
Задание 3. Дидактическая игра «Один — много» (обра­зование множественного числа имени существительного): цыпленок — цыплята, курица — курицы, индюк — ..., гусь — ..., утка — ...
Задание 4. Дидактическая игра «У кого кто» (упражнение в словообразовании).
* Единственное число имен существительных: у утки — утенок, у гусыни — ..., у индюшки — ..
* Множественное число имен существительных: у утки — утята, у гусыни — ..., у индюшки — ....
Задание 5.Дидактическая игра «Кто как передвигается»: утка (что делает?)- ходит, плавает, летает; индюшка (...) — ..., курочка (...) — ...
Задание 6.  Упражнение для пальчиков.
                                     Утята
Первый, второй шли утята
Третий, четвертый за водой
Плелся пятый, позади бежал восьмой
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал
А девятый всех догнал,
а десятый испугался,
Громко-громко запищал:
 «Пи-пи-пи!»
«Не пищи, мы тут рядом, поищи!»

 ( Поочередно    сгибать    пальцы рук, начиная с большого, а со слов     «пи-пи-пи»    ритмично сгибать  и разгибать  пальцы)

Тема «Животные холодных стран»

Родителям рекомендуется:
Задание 1. - показать ребенку картинки с изображением животных, живущих на Севере: белого медведя, песца, моржа, север­ного оленя, кита, нерпы;
- спросить у ребенка, какие дикие животные живут там, где холодно, чем они питаются, каких из этих животных можно увидеть в зоопарке;
- вместе с ребенком посетить зоопарк.
Задание 2. Дидактическая игра «Подбери признак»: морж (какой?) ...
Задание 3. Дидактическая игра «Узнай животного по опи­санию». (Взрослый рассказывает о животном, а ребенок по характерным признакам его узнает и называет.)
Задание 4. Дидактическая игра «Медведи» (по ролям). Встретились   белый и   бурый   медведи,   поздоровались. Затем белый спрашивает у бурого:
Где ты живешь?  -     В лесу.
А я на севере на льдине. У тебя шерсть какого цве­та?       Коричневого.
А у меня шерсть белая. Что ты ешь?    - Листья, яго­ды, рыбу.
Я  тоже  ем  рыбу,  а еще тюленей.  Что ты делаешь зимой?       Сплю в берлоге.
А у меня берлоги нет, я сплю на льдине, в снегу.
Задание 5. Составить сравнительный рассказ о белом и бу­ром медведях (составление сложносочиненных предложений с союзом а).Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый ... .
У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого ... .
Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый ... .
Бурый медведь спит в берлоге, а белый ... .
Задание 6. Дидактическая игра «Сосчитай животных» (со­гласование числительных с существительными): один морж, два моржа, три моржа, четыре моржа, пять моржей.

Тема «Весна»

Родителям рекомендуется:

Задание 1. - поговорить с ребенком о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли в живой и неживой природе, отметить эти изменения во время прогулки в парке;
- рассказать о том, как звери просыпаются после зимней спячки;
- обратить внимание на погоду, одежду людей весной, по­беседовать с ребенком о весенних полевых работах.
Задание 2. Вспомнить названия всех времен года.
Задание 3.  Вспомнить названия всех месяцев года.
Задание 4. Назвать как можно больше характерных от­личительных признаков четырех времен года. Вспомнить по­словицы и поговорки, народные приметы о временах года.
Задание 5. Дидактическая игра «Бывает — не бывает» (на развитие логического мышления).
Летом дети катаются на санках. Зимой дети лепят снеж­ную бабу. Осенью колхозники убирают урожай. Зимой на деревьях распускаются почки. Весной дети играют в снежки. Летом дети купаются и загорают.
Задание 6. Дидактическая игра «Ответь на вопрос — как» (образование сравнительной степени прилагательных от наречий).
Утром светло, а днем еще (как?) — светлее.

Вечером темно, а ночью еще ... . Осенью холодно, а зимой еще .... В пальто тепло, а в шубе еще ... . Весной солнце светит ярко, а летом еще ... . Весной птицы поют звонко, а летом еще ....

Тема «Животные жарких стран»

Родителям рекомендуется:
Задание 1. - показать ребенку картинки с изображением диких живот­ных, живущих в жарких странах: жирафа, бегемота, зебры, дикобраза, слона, льва, тигра, леопарда, кенгуру, верблюда, носорога;
- рассказать об их внешних признаках, характерных повадках;
- задать вопросы ребенку: «Какие животные живут там, где жарко? Чем они питаются? Кого из них ты видел в зоо­парке?»;
- посетить с ребенком зоопарк.
Задание 2. Дидактическая игра «Подбери признак»: жираф (какой?) — ..., зебра (какая?) — ..., слоны (какие?) — ... .
Задание 3.  Подобрать синонимы: слон  — большой (ог­ромный, могучий, здоровенный, гигантский, громадный...).
Задание 4. Дидактическая игра «Назови семью»: папа — лев, мама -- львица, детеныш - львенок (детеныши — львята) ... .
Задание 5. Дидактическая игра «Кто живет в Африке?» (за­крепление правильного употребления окончаний имен суще­ствительных в косвенных падежах множественного числа).
В Африке живут ... (львы, тигры..,). Однажды животные заболели. Кто отправился их лечить? (Доктор Айболит). Кого лечил Айболит? (Львов, тигров...) Кого вылечил доб­рый доктор? (Львов, тигров...) Звери лечились охотно. Кем был доволен доктор? (Львами, тиграми...) О ком вспоминал Айболит дома? (О львах, ...)
Задание 6. Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?»: голова (чья?) — львиная, хвост (чей?) — львиный, туловище (чье?) — львиное, уши (чьи?) - львиные.
Задание 7. Ответить на вопросы.
Кто из животных жарких стран является хищником? По­чему?
 
Тема «Перелетные птицы»

Родителям рекомендуется:
Задание 1. - вспомнить вместе с ребенком, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, почему птицы уле­тают в теплые края на зиму;
- назвать птиц, которые улетают на юг, объяснить, почему они улетают и называются перелетными;
- рассмотреть иллюстрации с изображением перелетных птиц.
Задание 2. Дидактическая игра «Четвертый лишний»: во­рона, утка, голубь, воробей.
Задание 3.Дидактическая игра «Улетает не улетает». (Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, перелетная она или зимующая.)
Задание 4. Дидактическая игра «Кто больше назовет пере­летных птиц».
Задание 5.Дидактическая игра «Один много» (образо­вание множественного числа имен существительных): утка - утки, лебедь -лебеди ... .
Задание 6. Дидактическая игра «Улетели птицы» (упраж­нение в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе).
Нет (кого?)       нет лебедя, утки... .
Нет (кого?)       нет лебедей, уток... .
Задание 7. Дидактическая игра «Подбери предмет к при­знаку»: лебединое (озеро), лебединая (шея), лебединый (клин).
Задание 8. Выучить стихотворение.
Птичка летает, птичка играет, птичка поет.
Птичка летала, птичка играла, птички уж нет.
Где же ты, птичка, где ты, певичка?
В дальнем краю гнездышко вьешь ты,
Там и поешь ты песню свою.    (И. Токмакова)

Тема «Космос»

Родителям рекомендуется:
Задание  1.  Родителям рекомендуется:
- объяснить ребенку, почему празднуют День космонавти­ки, что это за праздник;
- рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изобра­жением космоса, космонавтов и космической техники;
- рассказать ребенку о первом космонавте -   Ю. Гагарине.
Задание 2.  Выучить стихотворение.
В небо ракета стрелою взлетела,
В ней  космонавт сидит сильный  и смелый.
Задание 3. Отгадать загадку.
* Крыльев нет, но эта птица полетит и прилунится.(Ракета)
Выложить фигурку из спичек по образцу.
Задание 4. Объяснить ребенку значение слов: взлет, по­садка, старт, приземление, скафандр, шлем.
Задание 5. Подобрать родственные слова к слову космос (космический, космонавт).
Задание 6. Составить предложение из слов.
Ракета, космос, лететь, в.
Задание 7. Дидактическая игра «Подбери признак»: кос­монавт (какой?) — ... ,
Задание 8. Дидактическая игра «Подскажи словечко».
Понеслись к другой планете Космонавты на ... (ракете).
Задание 9. Нарисовать картину на тему «Космос».

Тема «Рыбы»

Родителям рекомендуется:
Задание  1. - рассказать ребенку о рыбах (морских, пресноводных, ак­вариумных);
- обратить   внимание   на  особенности   проживания,   пита­ния, строения и дыхания рыб;
- ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?
Задание 2.Дидактическая игра «Подбери признак»: рыб­ка (какая?)-…
Задание 3. Подобрать родственные слова: рыба — рыбка, рыбак, рыболов, рыбный.
Задание 4. Объяснить ребенку, кто такой рыболов и по­чему он так назван? (Ловит рыбу.)
Задание 5. Объяснить    ребенку,  почему так  говорят: Молчит как рыба.
Задание 6. Ответить на вопросы.
Как называется суп из рыбы? (Уха)
Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, неводом)
Кто такие мальки? (Рыбкины детки)
Задание 7. Дидактическая игра «Сосчитай рыбок» (согла­сование имен существительных с числительными): одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок.
Задание 8. Дидактическая игра «Выбери нужное дейст­вие» (понимание значений глаголов с приставками).
Рыбка к камню... (отплыла, подплыла). Рыбка от берега... (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку... (переплыла).

Тема «Труд людей весной»
Родителям рекомендуется:
Задание 1. Расширить представления детей о труде колхозников. Активизация словаря: пахарь, тракторист, удобрения, пахать, сеять, сажать, полоть, пашня.

Задание 2. Вспомнить, какая техника облегчает труд колхозников.

Задание 3. Воспитывать уважение к труду колхозников, чувство бережливости к результатам их труда.

Задание 4. Подобрать родственные слова.
Весна — (весенний, ...)
Трактор — (тракторист, тракторный ...)
Поле — (полевод, полевой ...)
Сад — (садовод, садовый ...)
Овощи — ... (овощевод, овощной ...)

Задание 5. Изменить слова по образцу (дать указание, что надо де­лать).
Копает — копай                    Поливает — ... (поливай)
Сажает — ... (сажай)              Раздает — ... (раздай)
Идет— ... (иди)                      Рыхлит — ... (рыхли)
Собирает — ... (собирай)      Помогает — ... (помогай)
Составить предложение с каждым словом.

Задание 6. Изменить слова по образцу.
Ехал — поехал — заехал — выехал
Шел — ... (пошел) — ... (зашел) — ... (вышел)
Копал — ... (покопал) — ... (закопал) — ... (выкопал)
Вел — ... (повел) — ... (завел) — ... (вывел)

Тема «Цветы»

Родителям рекомендуется:
Задание 1. - показать растения на иллюстрациях и, по возможности, на лугу, в саду и в парке;
- рассмотреть внешний вид растения, показать его части: корень, стебель, лист, цветок, семена;
Задание 2. Вспомнить с ребенком загадки о цветах, де­ревьях.
Задание 3. Составить описательные загадки о цветах, де­ревьях.
Задание 4. Дидактические игры «Чей лист, чья ветка, чей плод», «Чей стебель, чей цветок» (в ходе игры использовать для узнавания натуральные растения, а также иллюстрации).
Задание 5.  Прослушать стихотворение  и  назвать цветы, которые запомнил (на каждый цветок загибать палец).
Цветы
Колокольчик и левкой, георгин, шар золотой,
Василек, ромашка, астры, ландыш с запахом прекрасным,
Мак, тюльпан, табак душистый, одуванчик золотистый,
Роза, мальва и ирис, незабудка и нарцисс,
Хорошо запомни ты, как называются цветы.
Задание 6. Составить предложения из слов и пересказать получившийся рассказ. Нарисовать картинку к рассказу.
В, жарко, лес, тихо, и. Высоко, стрижи, над, летать, земля. Ягоды, на, кусты, висеть, малина, крупные. Рыжие, на, ветка, с, белки, ветка, прыгать. Под, сидеть, береза, еж. В, лес, хорошо!

Тема «День победы»

Родителям рекомендуется:

Задание 1. - рассказать ребенку о том, какой праздник отмечают в нашей стране 9 мая и почему он называется «День Победы»;
- рассказать о героях Великой Отечественной войны, рас­смотреть иллюстрации в книгах;
- вспомнить, кто из членов вашей семьи принимал участие в Великой Отечественной войне, показать ребенку фотогра­фии родственников;
- воспитывать у ребенка уважение к героям войны.

Задание 2. Подобрать синонимы: смелый - храбрый, от­важный, геройский ... .
Задание 3. Подобрать антонимы: смелый       трусливый.

Задание 4. Подобрать родственные слова: герой ге­ройский, героический ...; защита защитник, защищать, защищенный.

Задание 5. Объяснить ребенку значение слов и словосо­четаний «подвиг», «победа», «героический поступок», «защит­ник», «ветеран»; объяснить пословицу «Мир строит, а война разрушает».

Звезды нам с небес сияют,  всех героев поздравляют.


Тема «Насекомые»

Родителям рекомендуется:
Задание 1. - спросить ребенка, какое сейчас время года, какие изме­нения произошли в природе, в жизни насекомых;
- побеседовать с ребенком о насекомых;
- провести беседу с детьми об образе жизни насекомых;
- чем они питаются;
- маскировка насекомых;
- их строение (голова, грудь, брюшко, усы, крылья, шесть лапок или восемь у паука);
- где живут (норка, улей, дупло, муравейник);
- их вред и польза;
- в парке, в сквере рассмотреть жука, божью коровку, ба­бочку, гусеницу, муравья, пчелу, стрекозу, кузнечика и муху;
- рассказать ребенку, какую пользу приносят насекомые человеку, учить его бережному отношению к природе;
- рассказать, что муха — вредное насекомое, переносчик различных заболеваний.
Задание 2. Дидактическая игра «Закончи предложение»
Муравей сидел около …       Жук спрятался  под …     Гусеница сидела на …
Божья  коровка   ползла по …      Муха села на ... .              Муха ползла по…
Задание 3. Составить описательную загадку про насеко­мое (по выбору).
План для составления рассказа:
- Кто это?
- Это насекомое, земноводное, пресмыкающееся или рыба? Как ты узнал?
- Какие части тела у него есть?
- Где живет? Как называется его дом?
- Как развивается?
- Какую роль это животное играет в окружающем мире?
 Задание 4. Дидактическая игра
 «Бывает — не бывает» Понимание логико-грамматических конструкций.
Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Ба­бочка поймана девочкой.
Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабоч­ка поймала девочку.

Задание 5. Дидактическая игра
«Подбери признак»: ба­бочка (какая?) — ..., муравей (какой?) — ... .

Тема «Лето. Школа»

Родителям рекомендуется:

Задание 1.  Педагогам и родителям рекомендуется:  рассказать ребенку о школе, о том, для чего дети ходят в школу, кто учит детей в школе, какие школьные предметы преподают в школе;
- рассмотреть вместе с ребенком  школьные принадлежно­сти, поговорить о том, для чего нужна каждая из этих вещей,
- задать ребенку вопросы: что школьники кладут в пенал? в портфель?
- сходить с ребенком в магазин, где продают канцелярские товары, или на школьную ярмарку.
Задание 2. Дидактическая игра «Подбери признак»: порт­фель (какой?) кожаный, вместительный, яркий, боль­шой ...
Задание 3. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Ручка, резинка, мяч, пенал.            
Портфель, тетрадь, учебник, яблоко.
Задание 4. Дидактическая игра «Исправь ошибку в пред­ложении» (употребление падежных окончаний имен сущест­вительных): У меня есть портфеля. У меня нет тетрадка. Я забыл дома линейкой. Я пишу ручки. Я рисую в альбом.
Задание 5. Дидактическая игра «Подскажи словечко».
Быть должны всегда в порядке твои школьные ... (тет­радки).
Чтобы было где писать, в школе нам нужна... (тетрадь).
Задание 6. Объяснить ребенку пословицы:
Ученье   путь к уменью.
Ученье свет, неученье  тьма.
Задание 7. Дидактическая игра «Собери портфель в школу» (назвать школьные принадлежности») В школу я возьму…

Комментариев нет:

Отправить комментарий